УСЛУГИ
Оценка
Экспертиза
Строительный аудит
Рецензии
Фотосъемка в суде
Стоимость услуг
  ИНФОРМАЦИЯ
Документы, договора
Справочная информация
Методики и методы оценки
Наши клиенты
Наши партнеры
Сотрудничество
Региональные представители
  ON-LINE СЕРВИСЫ
Квитанция на оплату
Форма обратной связи
Страница поиска




Россия на мировых рынках нефти и нефтепродуктов

Долгосрочные тенденции

Экспорт нефти и нефтепродуктов – основная статья товарных поставок из России на международные рынки. На протяжении всей современной истории наша страна выступает крупным экспортером, контролируя 12 – 14% мирового нефтяного рынка. В условиях стабилизации внутреннего потребления нетто-экспорт сырья и нефтепродуктов увеличивается за счет роста добычи (рис. 1).

 
Рис. 1. Добыча, потребление и нетто-экспорт нефти и нефтепродуктов в России в 1991 – 2010 гг.

В результате роста международных цен и увеличения объемов поставок за последние десять лет экспортная выручка российских нефтяных компаний увеличилась почти в шесть раз, свыше 90% поступлений приходится на дальнее зарубежье (рис. 2, табл. 1 – 2). В структуре экспорта нефтепродуктов преобладают средние и тяжелые дистилляты – мазут и дизельное топливо, предназначенные для дальнейшей переработки в странах-реципиентах, в результате средние цены корзины экспортируемых нефтепродуктов не превышают цены сырой нефти.

 
Рис. 2. Стоимость экспорта нефти и нефтепродуктов из России и экспортные цены 2000 – 2010 гг.
Табл. 1. Экспорт нефти из России в 2000 – 2010 гг.
(по данным Росстата и Центрального банка России, метод платежного баланса)
Табл. 2. Экспорт нефтепродуктов из России в 2000 – 2010 гг.
(по данным Росстата и Центрального банка России, метод платежного баланса)
 
 

В 2000 – 2010 гг. экспорт российской нефти вырос более чем в 1,7 раза с 144 до 240 – 260 млн тонн в год. Быстрыми темпами возрастал экспорт нефтепродуктов, увеличившись более чем в 2 раза – с 62 до 133 млн тонн, что стало результатом фискальной политики, когда при опережающем увеличении таможенной пошлины на сырую нефть были введены понижающие коэффициенты для нефтепродуктов, особенно для темных.

За последние 10 лет одной из основных особенностей экспортной политики РФ в области поставок нефти и нефтепродуктов стало сокращение транзита через сопредельные государства. Значительно снизились поставки через морские терминалы стран Балтии и СНГ, а также по трубопроводу «Дружба». Были полностью прекращены поставки жидких углеводородов за рубеж через порты – Вентспилс (Латвия), Бутинге (Литва), Одесса (Украина), а также на Мажейкский НПЗ (Литва). В 2005 – 2010 гг. сократился экспорт сырья по нефтепроводной системе «Дружба» – с 70 млн тонн до 53 млн тонн (табл. 3). В 2010 г. в три раза сократился объем перевалки через порт Южный (Украина), а в 2011 г. поставки российской нефти через этот порт не велись.

Табл. 3. Поставки нефти в дальнее зарубежье и транзит из России в 2000 – 2010 гг., млн тонн
 
 
*включая комбинированные поставки и эксплуатацию в реверсном режиме, учитывается в объемах отгрузки из порта Козьмино

В этот же период был создан ряд альтернативных экспортных маршрутов, позволяющих исключить транзит, прежде всего, через страны СНГ и Восточной Европы и выйти напрямую на основные платежеспособные рынки Западной Европы, Северной Америки и Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) (табл. 4).

Табл. 4. Структура экспорта российской нефти в 2009 – 2010 гг.
 
* включая комбинированные поставки и период эксплуатации в реверсном режиме
**учтено в балансе Козьмино

Нарастить экспорт нефти в Европу, минуя транзитные страны, позволил ввод в эксплуатацию первой очереди Балтийской трубопроводной системы (БТС-1), включающей нефтепровод «Ярославль – Приморск» и перевалочный комплекс в морском поту Приморска. Поставки нефти были начаты в 2001 г., а в 2007 г. система вышла на проектную мощность 70 млн тонн. В 2011 г. введена в эксплуатацию вторая очередь БТС (БТС-2). В систему входит нефтепровод «Унеча – Усть-Луга» и спецморнефтепорт в Усть-Луге, что позволило дополнительно нарастить объемы поставок на 40 млн тонн.

Долгосрочный процесс в направлении диверсификации экспорта энергоносителей из России – значительное увеличение поставок на рынки стран АТР, прежде всего в Китай. В начале 2000-х годов происходило наращивание поставок нефти в КНР по железной дороге. С 2008 г. поставки жидких углеводородов (на начальном этапе в реверсном режиме) организованы по нефтепроводу ВСТО и железной дороге в порт Козьмино (в Приморском крае), а с января 2011 г. начаты коммерческие трубопроводные поставки нефти в Китай.

В 2000 – 2010 гг. существенно сократился экспорт российской нефти в страны бывшего СССР, только за последний год поставки нефти из России в страны ближнего зарубежья уменьшились почти на четверть. Были выведены из эксплуатации участки нефтепровода «Дружба» в направлении Латвии и Литвы, сокращен транзит через Белоруссию в Польшу и Германию, а также через Белоруссию и Украину в Словакию, Чехию, Венгрию. В условиях благоприятной конъюнктуры доходы от реализации нефти на экспорт выросли за десятилетие более чем в 5 раз: с 25 до 135 млрд долл., нефтепродуктов – в 7 раз: с 10 до 70 млрд долл. В результате доля выручки от поставок нефти и нефтепродуктов за рубеж в общем объеме экспорта РФ возросла с 35 в 2000 г. до 52% в 2010 г.

Именно благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура на нефтяном рынке выступает одним из главных факторов обеспечения высокого положительного сальдо торгового баланса и роста международных резервов страны (рис. 3), по объему которых Россия в настоящее время занимает третье место в мире после Китая и Японии.

 
Рис. 3. Международные цены на нефть и международные резервы России в 1992 – 2010 гг.

Региональная структура экспорта

В 2010 г. продолжилось наращивание поставок нефти из России в дальнее зарубежье, где основными направлениями являются – Нидерланды, Польша, Германия, Финляндия, Франция, Италия, Китай. Увеличение экспорта в дальнее зарубежье составило 4,2%, при этом поставки нефти в страны СНГ снизились на 23% до 26,2 млн тонн. Наибольшее снижение пришлось на Белоруссию (более 40%), в том числе в результате различия позиций относительно таможенных пошлин; поставки в Украину практически не изменились, при этом экспорт нефти в Казахстан вырос на 17,5%.

Около 90% (2010 г. – 87%) нефти в России, поставляемой как для переработки внутри страны, так и на экспорт, транспортируется по системе магистральных нефтепроводов АК «Транснефть». Общий грузооборот – около 1,1 трлн т км. Остальная часть транспортируется в рамках отдельных проектов по альтернативным системам магистральных нефтепроводов (нефтепровод «Северный Сахалин – Де-Кастри» в проекте «Сахалин-1», нефтепровод «Северный Сахалин – Южный Сахалин» консорциума Sakhalin Energy, нефтепровод КТК, порты Варандей и Витино) либо по железной дороге.

В настоящее время на Атлантический рынок, прежде всего в Европу, поставляется свыше 80% сырой нефти, экспортируемой из России (2010 г. – 83%, или 183 млн тонн). На Тихоокеанский рынок, в первую очередь в Китай, пока приходится менее 20% поставок (2010 г. – 17%, или 38 млн тонн) (табл. 5).

Табл. 5. Поставки нефти из России на основные мировые рынки в 2010 г.
 

Атлантический рынок нефти включает Европу, Восточное побережье Северной Америки, Ближний Восток и Африку. Более 93% всех поставок нефти в западном направлении приходятся на европейские страны (170,4 млн тонн), в первую очередь Нидерланды, Германию, Италию и Польшу. Относительно небольшие объемы поставляются в США и Канаду – 6,2% (11,3 млн тонн), а также на Ближний Восток, прежде всего в Израиль, и в Африку – 0,5% (1 млн тонн).

Тихоокеанский рынок нефти. На Тихоокеанском направлении поставки нефти из России ведутся в страны Азиатско-Тихоокеанского региона и на Тихоокеанское побережье США. В 2010 г. поставки нефти из России в страны АТР составили около 35,7 млн тонн, Западное побережье США – 2,3 млн тонн.

 

Крупнейшие импортеры нефти из России на Тихоокеанском рынке – Китай (12,8 млн тонн), Южная Корея и Япония по 9,8 млн тонн, США (2,3 млн тонн), Таиланд (2,1 млн тонн). Кроме того, относительно небольшие объемы нефти (до 500 тыс. тонн) экспортируются на Филиппины, в Сингапур, Индию, Тайвань (кит.), Гонконг (кит.), Новую Зеландию. В настоящее время основные маршруты поставок нефти на Тихоокеанский рынок предполагают комбинированные способы с поставкой по нефтепроводам, железной дороге, перевалкой в морских портах Дальнего Востока:

  • транспортировка комбинированным способом по нефтепроводу ВСТО до Сковородино и далее по железной дороге до терминала Козьмино – 15,3 млн тонн;
  • поставки по нефтепроводам до портов Де-Кастри (проект «Сахалин-1») и Корсаков (проект «Сахалин-2») – 13,1 млн тонн;
  • поставки по железнодорожной дороге в Китай – 9,5 млн тонн.
  • прокачка нефти по нефтепроводам ВСТО (до Сковородино) и «Россия – Китай» (Сковородино – Дацин) – 0,5 млн тонн (в 2010 г. – технологическая нефть), 15 млн тонн в год, начиная с 2011 г.

Экспорт нефтепродуктов

По данным Федеральной таможенной службы экспорт нефтепродуктов из России в 2010 г. вырос на 8,9% и составил 131,3 млн тонн. Доля мазута в общей структуре экспортных поставок возросла с 53 до 55% (до 72 млн тонн). Доля дизельного топлива осталась практически неизменной, при увеличении физических объемов – 3 млн тонн. Экспорт автомобильного бензина сократился на 34% – до 3 млн тонн (табл. 6).

Табл. 6. Структура экспорта нефтепродуктов из России в 2009 – 2010 гг.
 

Свыше 90% (2010 г. – 115 млн тонн) всего экспорта нефтепродуктов из России направляется на Атлантический рынок и менее 10% (11,8 млн тонн) – на Тихоокеанский рынок, что обусловлено, прежде всего, ограниченностью перерабатывающих мощностей в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, их удаленностью от традиционных центров добычи нефти.

Долгосрочные приоритеты экспортной политики в нефтяной сфере

В настоящее время Атлантический рынок – основное направление экспорта нефти и нефтепродуктов из России, поставки на котором достигли уровня технологического насыщения и в последние годы не увеличиваются. Спрос на нефть в Европе, на которую приходится около 80% экспорта российской нефти, продолжает стагнировать, а в ряде стран – Германии, Великобритании, Италии, Франции, Нидерландах, Бельгии и др. – снижается. На рынке Южной Европы наиболее высока конкуренция со стороны поставщиков из Ближнего Востока и Северной Африки, а на Атлантическом побережье США – со стороны Канады, Западной Африки и Южной Америки. Перспективы России на Атлантическом рынке будут в основном связаны с дальнейшим снижением добычи в Северном море, что позволит увеличить поставки в Северную и Западную Европу, прежде всего через Роттердам. Кроме того, необходимо поддержание прямых нефтепроводных поставок на НПЗ Польши, Германии, Белоруссии, Чехии, Словакии, Венгрии, а также комбинированных поставок на заводы, контролируемые российскими компаниями, в Украине, в Румынии, Болгарии, Сербии.

В условиях диверсификации экспортных маршрутов и формирования новых центров НГК в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке в последние годы происходит увеличение поставок нефти и нефтепродуктов на Тихоокеанский рынок – крупнейший и самый динамично развивающийся рынок энергоносителей в мире, включая страны АТР и Тихоокеанское побережье Американского континента. Добыча нефти в регионе имеет тенденцию к сокращению, а потребление и импорт из других регионов быстро возрастает. Основные конкуренты России на Тихоокеанском рынке – страны Ближнего Востока, расстояния поставок из которых в среднем в 2 – 5 раз превышают протяженность маршрутов из Западной и Восточной Сибири и связаны с дополнительными транспортными рисками (включая прохождение через Аденский и Оманский заливы, Баб-эль-Мандебский, Ормузский и Малаккский проливы). Основные покупатели российской нефти и нефтепродуктов на Тихоокеанском направлении – Китай, Корея, Япония, США, Таиланд, Сингапур. В ближайшие десятилетия самым перспективным рынком будет оставаться Китай, одновременно может быть значительно расширен экспорт в Корею и США, а также на Филиппины, Таиланд и Вьетнам, организованы поставки в Индонезию.

 Для повышения эффективности внешнеэкономических операций в нефтяной промышленности целесообразна дальнейшая диверсификация экспорта нефти по способам, направлениям и маршрутам поставок. Необходимо повышение гибкости Атлантического направления экспорта, что предполагает расширение пропускной способности транспортных систем на Балтике (БТС-2) и увеличение транзита через российские порты на Черном море (КТК-2). Приоритетом должно стать развитие тихоокеанского направления, в первую очередь, – завершение строительства второй очереди ВСТО и расширение пропускной способности системы; увеличение мощности нефтепровода «Россия–Китай». В дальнейшем по мере освоения ресурсного потенциала шельфа Охотского моря и Западно-Камчатского шельфа Тихого океана потребуется расширение транспортных систем «Северный Сахалин – Комсомольск-на-Амуре»; «Северный Сахалин – Де-Кастри»; «Северный Сахалин – Корсаков», строительство нефтеналивного терминала на Камчатке. Экспорт высококачественных нефтепродуктов конечного назначения может быть организован в результате модернизации и строительства НПЗ, связанных с системой нефтепроводов АК «Транснефть», вблизи государственной границы и портов (Туапсе, Кириши, Ангарск, Комсомольск-на-Амуре, Хабаровск, бухта Елизарова).
E-mail
Пароль
Регистрация
Забыли пароль?
 ВАШ ЗАКАЗ

еще ничего не заказано



 КОНТАКТЫ
 
ОТДЕЛ ОЦЕНКИ
тел.: (495) 766-06-78 
ОТДЕЛ ЭКСПЕРТИЗЫ
8 916 334-36-49
ЭЛЕКТРОННАЯ ПОЧТА
ocenka@ceae.ru
 
Отдел регионального развития
тел.: (916) 912-39-68
СЕТЬ ФИЛИАЛОВ
По Всей РФ 
Мы всегда рады предложить Вам свои услуги в любом уголке нашей страны!
 

 

 




 

© 2008-2021 Републикация материалов сайта без прямой активной ссылки запрещена!

Яндекс цитирования