УСЛУГИ
Оценка
Экспертиза
Юридические услуги
Строительный аудит
Рецензии
Фотосъемка в суде
Стоимость услуг
  ГОТОВЫЕ РЕШЕНИЯ
Готовые отчеты
Готовые бизнес-планы
  ИНФОРМАЦИЯ
Документы, свидетельства и сертификаты
Справочная информация
Законодательство
Методики и методы оценки
Электронные учебники и методички
Наши клиенты
Наши партнеры
Обмен ссылками
Сотрудничество
Региональные представители
Вакансии
  ON-LINE СЕРВИСЫ
Квитанция на оплату
Форма обратной связи
Страница поиска




Оценка для определения таможенной стоимости

Заявка на оценку

 Понятие таможенной стоимости:
Согласно Закону РФ "О таможенном тарифе" (п. 6 ст. 5):
"таможенная стоимость товара - стоимость товара, определяемая в соответствии с Законом РФ "О таможенном тарифе" и используемая для целей:
- обложения товара пошлиной;
- внешнеэкономической и таможенной статистики;
- применения иных мер государственного регулирования торгово-экономических отношений, связанных со стоимостью товаров, включая осуществление валютного контроля внешнеторговых сделок и расчетов банков по ним, в соответствии с законодательными актами Российской Федерации".
Согласно Таможенному кодексу РФ (ст. 322):
"налоговой базой для целей исчисления таможенных пошлин, налогов являются таможенная стоимость товаров и (или) их количество".
Согласно Постановлению Правительства РФ от 5 ноября 1992 года № 856:
"таможенная стоимость используется при начислении таможенной пошлины, сборов и иных таможенных платежей, установления стоимости для иных таможенных целей, включая взыскание штрафов и применение иных санкций за таможенные правонарушения, предусмотренные законодательством Российской Федерации, ведения таможенной статистики".

Методы определения таможенной стоимости:

1. Метод определения таможенной стоимости по цене сделки с ввозимыми товарами

В соответствии с Законом РФ "О таможенном тарифе" (статья 18) основным методом определения таможенной стоимости является метод по цене сделки с ввозимыми товарами. В этом случае таможенной стоимостью ввозимого на таможенную территорию российской Федерации товара является цена сделки, фактически уплаченная или подлежащая уплате за ввозимый товар на момент пересечения им таможенной границы Российской Федерации (до порта или иного места ввоза) - статья 19 Закона РФ "О таможенном тарифе".
На практике это означает, что при проведении оценки товаров необходимо в максимально возможной степени использовать метод 1. И только когда окончательно установлено, что цена сделки отсутствует, либо не может быть определена, либо не может использоваться для определения таможенной стоимости, следует переходить к следующим методам оценки.
Согласно статье 19 Закона РФ "О таможенном тарифе" При использовании цены сделки для определения таможенной стоимости в нее включаются следующие расходы, если они не были ранее в нее включены:
а) расходы по доставке товара до авиапорта, порта или иного места ввоза товара на таможенную территорию Российской Федерации: - стоимость транспортировки;
расходы по погрузке, выгрузке, перегрузке и перевалке товаров;
- страховая сумма;
б) расходы, понесенные покупателем:
- комиссионные и брокерские вознаграждения, за исключением комиссионных по закупке товара;
- стоимость контейнеров и (или) другой многооборотной тары, если в соответствии с ТН ВЭД они рассматриваются как единое целое с оцениваемыми товарами;
- стоимость упаковки, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке;
в) соответствующая часть стоимости следующих товаров и услуг, которые прямо или косвенно были представлены покупателем бесплатно или по сниженной цене для использования в связи с производством и продажей на вывоз оцениваемых товаров:
- сырья, материалов, деталей, полуфабрикатов и других комплектующих изделий, являющихся составной частью оцениваемых товаров;
- инструментов, штампов, форм и других подобных предметов, использованных при производстве оцениваемых товаров;
- материалов, израсходованных при производстве оцениваемых товаров
(смазочных материалов, топлива и других);
- инженерной про работки, опытно-конструкторской работы, дизайна, художественного оформления, эскизов и чертежей, выполненных вне территории Российской Федерации и непосредственно необходимых для производства оцениваемых товаров;
г) лицензионные и иные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, которые покупатель должен прямо или косвенно осуществить в качестве условия продажи оцениваемых товаров;
д) величина части прямого или косвенного дохода продавца от любых последующих перепродаж, передачи или использования оцениваемых товаров на территории Российской Федерации.
Эти расходы должны быть добавлены к цене. На практике такая поправка к цене получает отражение в специальном разделе декларации таможенной стоимости в виде соответствующего дополнительного начисления. Однако данные поправки или доначисления к цене должны производиться лишь при условии, что:
а) эти расходы или платежи действительно имеют место и, следовательно, подтверждаются документально, т.е. они должны выполняться на основе объективных и подлежащих количественной оценке данных. Если определение этих данных не представляется возможным, таможенная стоимость не может быть определена по методу 1;
б) эти платежи еще не включены в цену товара;
в) эти платежи оплачиваются покупателем.
Одновременно декларантом могут быть указаны подлежащие исключению из цены сделки суммы расходов, фактически понесенных за операции по доставке товара после ввоза на таможенную территорию РФ, т.е. от места ввоза до места доставки товара, при наличии документального подтверждения этих расходов.
Закон Российской Федерации "О таможенном тарифе" определил также, что метод 1 не может быть использован для определения таможенной стоимости товара, если:
а) существуют ограничения в отношении прав покупателя на оцениваемый товар, за исключением ограничений:
- установленных законодательством РФ;
- географического региона, в котором товары могут быть перепроданы;
- существенно не влияющих на цену товара;
б) продажа и цена сделки зависят от соблюдения условий, влияние которых не может быть учтено;
в) данные, использованные декларантом при заявлении таможенной стоимости, не подтверждены документально либо не являются количественно определенными и достоверными;
г) участники сделки являются взаимозависимыми лицами, за исключением случаев, когда их взаимозависимость не повлияла на цену сделки, что должно быть доказано декларантом.Предпосылкой определения таможенной стоимости товаров с использованием метода 1 является то, что в качестве основы определения таможенной стоимости рассматривается только цена внешнеторговой сделки купли-продажи с ввозимыми товарами (либо мены).
Это означает, что условием применения метода 1 является наличие факта продаж товара, т.е. сделки купли-продажи на основе договора, в соответствии с которым осуществляется перемещение товара через таможенную границу Российской Федерации.
Таким образом, если заключаются сделки, не предусматривающие передачу права собственности на товары от продавца к покупателю за определенное вознаграждение, то такого рода сделки не будут являться продажей.
В качестве примеров, когда ввозимые товары не являются предметом продажи и, следовательно, не могут быть оценены по методу 1, можно привести следующие:
- подарки, образцы и рекламные предметы, поставленные бесплатно;
- товары, ввозимые на условиях консигнации;
- товары, ввозимые дочерними фирмами, филиалами, структурными подразделениями, не являющиеся самостоятельными субъектами хозяйственной (предпринимательской) деятельности;
- товары, ввозимые в целях проката, аренды либо по займу.


2. Метод определения таможенной стоимости по цене сделки с идентичными товарами

 В таможенной практике имеют место случаи, когда невозможно определить стоимость сделки с ввозимыми товарами, либо не выполняются условия применения основного метода определения таможенной стоимости и, следовательно, таможенная стоимость не может быть определена по методу 1.
В этих случаях для определения таможенной стоимости используется альтернативная база оценки, которой является метод 2 - "Оценка по цене- сделки с идентичными товарами" (ст.20 Закона РФ "0 таможенном тарифе").
Суть данного метода заключается в том, что таможенная стоимость оцениваемых (ввозимых) товаров определяется путем использования в качестве исходной базы стоимости сделки с идентичными им товарами, таможенная стоимость которых была определена по методу 1 и принята таможенными органами.
Таким образом, в качестве основы для определения таможенной стоимости ввозимых (оцениваемых) товаров используется стоимость товаров по другой сделке. При этом обязательным требованием является условие, чтобы таможенная стоимость сравниваемых товаров была определена по методу 1. Кроме того, товары, выбранные для сравнения, должны быть ввезены в одно или примерно в одно и то же время, примерно в одинаковых количествах и на одном коммерческом уровне, что и ввозимые (оцениваемые) товары.
Если эти характеристики различаются, то цена сделки с идентичными товарами должна быть подвергнута соответствующей корректировке для компенсации (нивелирования) этих различий и приведения сравниваемых условий к сопоставимому виду.
2-й метод применяется при выполнении следующих условий:
1) товары проданы для ввоза на территорию Российской Федерации;
2) ввезены одновременно с оцениваемыми товарами или не ранее, чем за 90 дней до ввоза оцениваемых товаров;
З) ввезены примерно в том же количестве и (или) на тех же коммерческих условиях (в случае, если идентичные товары ввозились в ином количестве и (или) на других коммерческих условиях, декларант должен произвести соответствующую корректировку их цены с учетом этих различий и документально подтвердить таможенному органу Российской Федерации ее обоснованность).
Под идентичным товаром понимается товар, одинаковый во всех отношениях с оцениваемым товаром, в том числе по следующим признакам:
- физические характеристики;
- качество и репутация на рынке;
-страна происхождения;
- производитель.
Незначительные различия во внешнем виде не могут служить основанием для отказа в рассмотрении товаров как идентичных. В качестве таких незначительных различий рассматриваются (признаются) такие, как:
- размер,
- этикетки,
- цвет (если он не является существенным ценообразующим фактором)
Для того, чтобы отвечать критерию идентичности, сравниваемые товары обязательно должны быть произведены в той же стране, что и товары, подлежащие оценке.
Товары, произведенные различными лицами в одной и той же стране, могут рассматриваться как идентичные товары только в том случае, если у покупателя и таможенных органов нет сведений об идентичных товарах, произведенных лицом, которое изготовило оцениваемые товары.
Таким образом, как устанавливает Закон при использовании 2-го метода определения таможенной стоимости:
а) товары не считаются идентичными оцениваемым с ними, если они не были произведены в той же стране, что и оцениваемые товары;
б) товары, произведенные не производителем оцениваемых товаров, а другим лицом, принимаются во внимание только в том случае, если не имеется идентичных товаров, произведенных лицом - производителем оцениваемых товаров;
в) товары не считаются идентичными, если их проектирование, опытно конструкторские работы над ними, их художественное оформление, дизайн, эскизы и чертежи и иные аналогичные работы выполнены в Российской Федерации.

3. Метод определения таможенной стоимости по цене сделки с однородными товарами

Данный метод вступает в силу, если не выполняются условия применения 1-го и 2-го методов определения таможенной стоимости.
Суть метода 3 - "Оценка по цене сделки с однородными товарами" (ст.21 Закона) заключается в том, что таможенная стоимость оцениваемых (ввозимых) товаров определяется путем использования в качестве исходной базы стоимости сделки с однородными им товарами, таможенная стоимость которых была определена по методу 1 и принята таможенными органами.
Т.е. в качестве основы для определения стоимости ввозимых (оцениваемых) товаров используется стоимость товаров по другой сделке. При этом обязательным требованием является условие, чтобы таможенная стоимость сравниваемых товаров была определена по методу 1. Кроме того, Закон требует, чтобы товары, выбранные для сравнения, были ввезены в одно или примерно в одно и то же время, примерно в одинаковых количествах и на одном коммерческом уровне что, и ввозимые (оцениваемые) товары.
Если эти характеристики различаются, то цена сделки с однородными товарами должна быть подвергнута соответствующей корректировке для компенсации (нивелирования) этих различий и приведения сравниваемых условий в сопоставимый вид.
3-й метод применяется при выполнении следующих условий:
1) товары проданы для ввоза на территорию Российской Федерации;
2) ввезены одновременно с оцениваемыми товарами или не ранее чем за 90 дней до ввоза оцениваемых товаров;
З) ввезены примерно в том же количестве и (или) на тех же коммерческих условиях (в случае, если однородные товары ввозились в ином количестве и (или) на других коммерческих условиях, декларант должен произвести соответствующую корректировку их цены с учетом этих различий и документально подтвердить таможенному органу Российской Федерации ее обоснованность).
Под однородными понимаются товары, которые, хотя и не являются одинаковыми во всех отношениях, но имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять те же функции, что и оцениваемым товарам и быть коммерчески взаимозаменимыми.
При определении однородности товаров учитываются следующие их признаки:
- качество, наличие товарного знака и репутация на рынке;
- страна происхождения;
- производитель.
При использовании 3-го метода определения таможенной стоимости необходимо иметь ввиду, что:
а) товары не считаются однородными с оцениваемыми, если они не были произведены в той же стране, что и оцениваемые товары;
б) товары, произведенные не производителем оцениваемых товаров, а другим лицом, принимаются во внимание только в том случае, если не имеется однородных товаров, произведенных лицом - производителем оцениваемых товаров;
в) товары не считаются однородными, если их проектирование, опытно конструкторские работы над ними, их художественное оформление, дизайн, эскизы и чертежи и иные аналогичные Работы выполнены в Российской Федерации.
Исходя из этих требований при решении вопроса о том, могут ли товары рассматриваться как однородные, необходимо проанализировать следующие их параметры:
а) Физические характеристики, Т.е.
- размер и форма;
- уровень технических и других характеристик;
- метод изготовления.
б) Материалы, из которых изготовлены товары, например:
стеклянные предметы или предметы из пластика;
драгоценные металлы или черные металлы;
ткань или бумага и т. д.
в) Функции и сфера применения, Т.е. каковы функции выполняемые данными товарами? Способны ли сравниваемые товары выполнять одни и те же функции?
г) Коммерческая взаимозаменяемость, Т.е. примет ли покупатель сравниваемый товар в качестве заменителя (как с точки зрения его функционального назначения, так и коммерческих характеристик)? При этом необходимо учитывать качество товара, его репутацию на рынке и наличие товарного знака.

 4. Метод определения таможенной стоимости на основе вычитания стоимости

Данный метод определения таможенной стоимости используется в том случае, если оцениваемые, идентичные или однородные товары будут продаваться на территории Российской Федерации без изменения своего первоначального состояния.
При использовании метода вычитания .стоимости в качестве базы (основы) для определения таможенной стоимости товара принимается цена единицы товара, по которой оцениваемые, идентичные или однородные товары продаются наибольшей партией на территории (на внутреннем рынке) Российской Федерации, не позднее 90 дней с даты ввоза оцениваемых товаров участнику сделки, не являющемуся взаимозависимым с продавцом лицом.
В основе метода 4 лежит выбор цены, по которой товары продаются в России. Использование в рамках метода 4 только цен продажи в России оцениваемых товаров существенно ограничило бы рамки применения этого метода, поэтому как международные нормы, так и Российское законодательство предусматривают возможность использования в рамках данного метода продаж идентичных или однородных товаров.
Для использования цены продажи на внутреннем рынке оцениваемых, идентичных или однородных товаров в качестве основы для определения таможенной стоимости эта продажа должна отвечать следующим условиям:
а) товары должны быть проданы в России в неизменном состоянии, Т.е. в том же состоянии, в котором они были ввезены;
б) ввезенные, идентичные или однородные товары должны продаваться одновременно с ввозом оцениваемых товаров или во время, достаточно близкое ко времени ввоза оцениваемых товаров; допускается использовать данные по продажам, состоявшимся не позднее 90 дней с даты ввоза оцениваемых товаров;
в) при отсутствии случаев продажи оцениваемых, идентичных или однородных товаров в таком же состоянии, в каком они находились на момент ввоза, покупатель может, при соблюдении установленных требований, использовать цену единицы товара, прошедшего переработку, с проведением соответствующей корректировки на стоимость, добавленную в процессе переработки. Покупателю при этом потребуется подтвердить (обосновать) таможенному органу правильность произведенной им корректировки, так как корректировка должна основываться на объективных и количественно определяемых данных. Основу расчетов должны составлять принятые формулы и методы определения стоимости работ по переработке товаров в соответствующих отраслях производства;
г) покупателем не должны прямо или косвенно поставляться продавцу бесплатно или по сниженной цене товары или услуги, использованные для производства и продажи для ввоза в Россию импортируемых товаров;
д) первый покупатель ввезенных товаров на внутреннем рынке России не должен быть связан с продавцом (импортером оцениваемых, идентичных или однородных товаров).
Для того, чтобы стало возможным исчисление таможенной стоимости на основе внутренней цены, из нее необходимо выделить те элементы, которые характерны только для внутреннего рынка, Т.е. те затраты, которые произведены после ввоза данных товаров на территорию Российской Федерации и недолжны быть включены в таможенную стоимость.
В соответствии со ст. 22, п. 3 Закона из цены товара вычитаются следующие компоненты:
а) расходы на выплату комиссионных вознаграждений, обычные надбавки на прибыль и общие расходы в связи с продажей в Российской Федерации ввозимых товаров того же класса и вида;
б) суммы ввозных таможенных пошлин, налогов, сборов и иных платежей, подлежащих уплате в Российской Федерации в связи с ввозом или продажей товаров;
в) обычные расходы, понесенные в Российской Федерации, на транспортировку, страхование, погрузочные и разгрузочные работы.
При выборе продаж, данные по которым могут использоваться для определения таможенной стоимости по методу 4, необходимо учитывать приведенные ниже положения.
Для данного метода используются те же понятия идентичности и однородности товаров, которые даны Законом применительно к методам 2 и З.
Под взаимозависимостью сторон, в отличие от ст.19 Закона, понимается взаимозависимость между импортером и покупателем на Российском рынке, однако используются те же критерии взаимозависимости, которые даны в ст.19.
Вводя понятие "продажа товара на территории Российской Федерации" Закон подчеркивает, что в рамках данного метода должны рассматриваться только продажи, осуществленные в России, т.е. предназначенные для потребления внутри страны, а не для экспорта.
Закон устанавливает временные рамки применения метода 4 - не позднее 90 дней с даты ввоза. По сути, это означает, что если нет продаж на момент ввоза, то мы можем рассматривать некоторый период времени до ввоза и после ввоза. Реальные, разумные границы этого периода должны определяться в каждом случае индивидуально, с учетом конкретной отрасли производства, конъюнктуры рынка, сезонности и Т.Д., но в течение не более 90 дней с даты ввоза.
Понятие продажи товаров в неизменном состоянии означает следующее. Операции производственного характера (включая сборку), а также дальнейшая обработка товаров, рассматриваются как операции, изменяющие состояние ввезенного товара. В то же время, товар будет считаться не изменившим состояние в том случае, если были произведены операции по удалению иностранных упаковочных материалов, консервантов, а также простая переупаковка товаров для внутреннего рынка. Такие естественные изменения, как усушка товара, его испарение (для жидкостей) также рассматривается как сохранение товаром неизменного состояния. В том случае, если нет продаж оцениваемых, идентичных или однородных ввезенных товаров в неизменном состоянии, то возможно использование в качестве базы для расчета продажной цены за единицу этих товаров на рынке России после их дальнейшей обработки на территории Российской Федерации с учетом поправок на стоимость этой обработки.
Одним из центральных вопросов данного метода оценки является выбор цены, по которой наибольшее агрегированное количество товара было продано после ввоза в страну покупателям первого коммерческого уровня, не связанным с продавцом (портером).
Для определения наибольшего совокупного (агрегированного) количества суммируются все продажи товара по данной цене. Наибольшее общее количество единиц товара, проданных по одной цене, и будет представлять наибольшее совокупное (агрегированное) количество единиц товара. Рассмотрим примеры выбора цены товара, по которой должна определяться таможенная стоимость.

5. Метод определения таможенной стоимости на основе сложения стоимости

В случае невозможности определения таможенной стоимости на основе цены сделки с ввозимыми товарами, идентичными или однородными, а также на основе продажной цены единицы оцениваемого, идентичного или однородного товаров на Российском рынке следующей альтернативной базой определения таможенной стоимости будет стоимость товара, полученная расчетным путем на основе метода сложения (метод 5).
По методу 5 рассматриваются затраты на производство ввезенных товаров и на этой основе рассчитывается их стоимость.
Это значит, что при использовании метода таможенной оценки на основе сложения стоимости таможенная стоимость оцениваемых товаров определяется на основе издержек производства этих товаров, к которым добавляются суммы прибыли и расходов, характерных для продажи оцениваемых товаров в Россию. Таким образом, для определения таможенной стоимости по данному методу необходима информация об издержках производства оцениваемых товаров, которую можно получить только за пределами страны ввоза. Как правило, в большинстве случаев производитель товаров будет находиться вне юрисдикции властей страны ввоза, т.е. России. В этой связи использование метода сложения стоимости на практике будет обычно ограничено теми случаями, в которых покупатель и продавец являются взаимозависимыми, и производитель готов представить властям страны ввоза необходимые данные об издержках производства и облегчить последующую их проверку, которая может оказаться необходимой. При этом данные об издержках должны быть определены на основе информации, относящейся к производству оцениваемых товаров и предоставляемой производителем или от его имени. Информация должна базироваться на коммерческих отчетах производителя при условии, что такие отчеты соответствуют общепринятым принципам учета, применяемым в стране, где товары были произведены.
Законом (ст.23) установлен следующий состав компонентов, подлежащих включению в таможенную стоимость товара, определяемую на основе метода сложения:
а) стоимость материалов и производственные издержки понесенные изготовителем при производстве оцениваемого товара. При этом в соответствии сост.19 Закона при расчете указанных издержек, в их составе также должны быть учтены подлежащие включению в таможенную стоимость следующие элементы:
- расходы по упаковке, включая стоимость тары, контейнеров, прокладочных материалов, а также стоимость работ по упаковке;
- стоимость товаров и услуг, предоставленных бесплатно или по сниженной цене покупателем продавцу в связи с экспортом оцениваемых товаров в Россию;
- инженерно-конструкторская проработка и другие подобные виды работ, если они произведены вне территории России;
б) сумма общих затрат, характерных для продажи на экспорт в Россию товаров того же вида производителями экспортных товаров, в том числе расходов на транспортировку, погрузочные и разгрузочные работы, страхование и иные затраты до места ввоза на таможенную территорию Российской Федерации;
в) сумма прибыли, обычно получаемой экспортером .в результате поставки в Российскую Федерацию таких товаров. Рассмотрим каждый из этих компонентов более подробно.
Материалы, использованные при производстве ввозимых товаров, будут включать такие компоненты, как:
- сырье, и материалы;
- комплектующие изделия и детали;
- полуфабрикаты;
- затраты на доставку вышеперечисленных компонентов от места получения до места производства.
В стоимость материалов не включаются суммы, полученные от продаж скрапа или отходов, а также любые внутренние налоги страны производства, если эти налоги подлежат возврату при экспорте готовой продукции.
Производственные издержки должны включать:
- все издержки связанные с прямыми и затратами труда на производство продукции;
- все затраты на сборочные операции (при их использовании вместо процесса обработки);
- затраты на машинную обработку (станочные операции и другие), связанные с процессом производства продукции;
- косвенные расходы, такие как ремонт и техническое обслуживание оборудования, эксплуатация зданий и сооружений, оплата сверхурочного времени и т.д.
Затраты на все компоненты, указанные выше, должны определяться на основе информации, связанной с производством товаров, подлежащих оценке, которая предоставляется изготовителем или по его поручению. При использовании данной информации для целей определения таможенной стоимости необходимо не допускать двойного счета, особенно в отношении затрат, предусмотренныхст.19 Закона.
Издержки на изготовление продукции включают все расходы производителя, Т.е. как прямые, так и косвенные. Поэтому должны быть учтены и расходы на содержание вспомогательного персонала.
При определении величины общих затрат производителя экспортируемых товаров, характерных для продажи в Российскую Федерацию, учитываются суммы этих компонентов, равные тем, которые обычно отражаются в продажах товара того же класса или вида, что и товары, подлежащие оценке.
В данном случае общие затраты, учитываемые при определении таможенной стоимости по методу 5, представляют собой косвенные издержки производства и продажи товаров на экспорт, которые не вошли в стоимость материалов и издержек, понесенных изготовителем.
Сумма прибыли, добавляемая к цене, также должна определяться на базе информации, предоставляемой производителем продукции или по его поручению и определенной согласно общепринятым принципам учета.
Товарами одного класса и вида считаются товары внутри одной группы или одного диапазона изделий, изготовленных одной отраслью или сектором (подотраслью) промышленности. Товары одного класса или вида включают идентичные и однородные товары.
Необходимо также учитывать, что сумма прибыли и общих затрат должна браться в целом. Для различных случаев (производителей) могут встречаться ситуации, когда имеют место высокие издержки производства и низкая прибыль и, наоборот, низкие производственные расходы и высокая прибыль. Однако в торговый оборот товары будут предлагаться примерно по одной и той же стоимости, т.е. в общем виде прибыль и издержки, учитываемые как единое целое, у различных производителей будут стремиться к одному уровню.
В тех случаях, когда данные изготовителя по прибыли и общим расходам не равны показателям торговли, то для расчетов берутся данные, соответствующие торговым показателям.
Поэтому, хотя в большинстве случаев в рамках метода 5 используется информация изготовителя, могут быть ситуации, когда решение в отношении таможенной стоимости принимается на основе данных, полученных из других источников информации.
При этом для различных отраслей будут различными допустимые уровни отклонений данных изготовителя от данных торговли и вопрос о приемлемости тех или иных данных должен решаться в каждом таком случае индивидуально.
При использовании данного метода делаются ссылки на - общепринятые правила ведения бухгалтерского учета. Имеются в виду установленные правила отнесения соответствующих издержек (затрат) на труд и материалы, либо их отражение в составе общефирменных (накладных) расходов.
Прежде всего речь идет о правилах учета таких элементов затрат, как:
аренда;

- капитальные вложения;
- амортизация;
- коммунальные расходы;
- гонорары консультантам;
- содержание руководящего персонала;
- содержание зданий и сооружений;
- реклама и маркетинг;
- НИР.

Для подтверждения того факта, что данные, представленные изготовителем, определены в соответствии с общепринятой практикой (принципами) ведения учета в стране производства данной продукции и определения приемлемости предъявленной информации для целей таможенной оценки необходимо наличие соответствующего документального подтверждения. В качестве возможного подтверждения таможенными органами может быть рассмотрен соответствующий официальный документ от компетентного учетного органа страны производителя товара, в котором констатируется, что представленные показатели совместимы с общими принципами учета в данной стране.
Учет расходов на транспортировку, страховку, погрузо-разгрузочные работы осуществляется в соответствии с общими требованиями, рассмотрены ми в параграфе, посвященном методу 1.
При анализе информации, используемой для определения таможенной стоимости по методу 5, необходимо учитывать также следующие моменты.
В соответствии с международными нормами ни одна из сторон не может потребовать от нерезидента предоставить доступ к его счетам или учетной документации в целях определения таможенной стоимости по методу 5.
Если информация предоставляется изготовителем, то она может быть подтверждена только в той стране, в которой изготовитель согласен на такое подтверждение, при условии что правительство этой страны заранее извещено и не возражает против такой проверки.
Это накладывает или может накладывать жесткое ограничение на использование метода сложения стоимости. Если таможенному органу представляются неподтвержденные данные, то они должны рассматриваться как бездоказательные данные, не обязательно отражающие фактическое положение дел. Даже в том случае, когда доступ. к документации производителя разрешен иностранным изготовителем и одобрен властями его страны, фактически не все документы и данные могут быть представлены таможенным органам страны импортера.

6. Резервный метод определения таможенной стоимости

Рассмотренные в предыдущих параграфах пять методов оценки товаров в таможенных целях дают описание используемых баз определения таможенной стоимости. И тем не менее бывают ситуации, когда ни. один из вариантов оценки, в соответствии с установленными требованиями, не может быть использован в качестве исходной базы для определения таможенной стоимости.
В наиболее общем виде это следующие случаи:
- товары импортируются на временной основе;
- - бартерные сделки, где невозможно применение метода 1;
- - имеет место договор аренды или найма;
- - товары реимпортируются после ремонта или модификации;
- - поставки уникальной продукции, произвёдений искусства;
- - идентичные или однородные товары не ввозятся;
- товары не перепродаются в стране-импортере;
- изготовитель неизвестен, либо отказывается предоставить данные об издержках производства, либо предоставленные им сведения не могут быть приняты таможенным органом.
Для этих ситуаций предназначен резервный метод - метод 6. Закон Российской Федерации "О таможенном тарифе" (п.1 ст.24) характеризует метод 6 в достаточно общем виде: "В случаях, если таможенная стоимость товара не может быть определена декларантом в результате последовательного применения методов 1- 5 определения таможенной стоимости либо если таможенный органа аргументировано считает, что эти методы определения таможенной стоимости не могут быть использованы, таможенная стоимость оцениваемых товаров определяется с учетом мировой практики".
Учитывая, что мировая практика базируется прежде всего на Соглашении ГАТТ/ВТО по таможенной оценке, а также намечаемое присоединение России к ГАТТ/ВТО и, следовательно, необходимость использования норм и правил, отвечающих требованиям этой организации, в данном случае "учет мировой практики" в отношении метода 6 следует понимать с позиций данного Соглашения. Статья 7 соглашения, описывая метод 6, устанавливает, что таможенная стоимость в рамках этого метода должна определяться с использованием разумных способов, совместимых с принципами и общими условиями этого Соглашения и статьи 7 ГАТТ и на базе данных, имеющихся в стране-импортере.
Таким образом, метод 6 не дает специального способа оценки товаров, но, однако, требует при осуществлении оценки в рамках данного метода учитывать ряд принципов. Оценка с помощью резервного метода должна соответствовать установленным законодательством методам, но при этом допустима определенная гибкость в их применении, которая должна соответствовать общим целям и условиям принятой системы оценки товара в таможенных целях. В рамках резервного метода должна соблюдаться установленная последовательность (иерархия) применения методов определения таможенной стоимости.
Общие принципы Соглашения и статьи 7 ГАТТ, которые должны соблюдаться при использовании метода 6, могут быть сведены к следующим:
- базирование оценки в максимально возможной степени на стоимости сделки ввезенных товаров, использование стоимости, основанной на фактических оценках (т.е. ценах, по которым ввезенные товары продаются в стране, входе обычной торговли в условиях конкуренции);
- унификация оценки, обеспечение единообразия. в осуществлении оценки
товара в таможенных целях;
- честность и нейтральность оценок, т.е. стремление найти действительную, реальных стоимость ввозимого товара; проводимые корректировки должны обеспечивать получение максимально реальной оценки;
- простота и беспристрастность критериев оценки;
- совместимость с коммерческой практикой, недопустимость создания ситуаций или использование методов оценки, которые никогда не встречаются в коммерческой практике;
- если определение стоимости на базе метода 1 невозможно, использование ближайших эквивалентов (альтернативных стоимостей);
- не используется в качестве базы для оценки стоимость товаров отечественного происхождения или произвольны в (фиктивные) цены.
Гибкость подхода к использованию установленных методов оценки заключается в том, что установленные методы оценки, т. е. методы 1-5 в рамках метода 6, должны быть теми же, но допускается разумная гибкость в их использовании, которая будет соответствовать целям и условиям Соглашения.
Примерами гибкого подхода, допускаемого при применении в рамках метода 6 установленных Законом методов, являются:
1. По цене сделки с идентичными или однородными товарами (методы 2 и З). Применительно к этим товарам гибкость допускается в отношении срока ввоза идентичных или однородных товаров. В качестве основы для таможенной оценки может рассматриваться таможенная стоимость идентичных или однородных товаров, произведенных другим производителем как в стране экспорта, так и в какой-либо другой стране, а также таможенная стоимость идентичных или однородных товаров, ранее определенная по методам 4 и 5.
2. Метод вычитания стоимости (Метод 4). Здесь может быть допущена гибкая трактовка требований о скоках продажи товара на внутреннем рынке, а также о том, в каком виде они были ввезены (т.е. допускается определенная переработка).
При выборе товаров, проданных на внутреннем рынке, при отсутствии идентичных или однородных товаров допускается расширение рамок сравниваемых товаров: могут рассматриваться товары одного и того же класса или вида, ввезенные как из той же страны, что и оцениваемые товары, так и из других стран.
Допускается использование продаж товаров между продавцом и покупателем, зависящими друг от друга с соответствующими поправками к цене продажи.
При осуществлении гибкой интерпретации условий применения методов оценки должна соблюдаться установленная иерархия (последовательность) применения методов, т.е. от 2 к 5.
3. Применение резервного метода определения таможенной стоимости на основе метода определения таможенной стоимости по цене сделки с ввозимыми товарами недопустимо (п. 22 приказа ГТК от 08.09.2003 № 998).
При использовании метода 6 допускается осуществление расчетов таможенной стоимости на основе реальных, обоснованных ценовых данных, если их использование не противоречит требованиям п.2 ст.24 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе". Так, при определении таможенной стоимости по методу 6 можно использовать:
- прейскуранты цен;
- каталоги, содержащие подробное описание товара;
- предложения цен по поставкам конкретных товаров на таможенную территорию Российской Федерации;
- биржевые котировки;
- статистические данные об общепринятых уровнях комиссионных, скидок, прибыли, тарифах на транспорт;
- результат товарно-стоймостной экспертизы и др.
Если товар ввозится на условиях договора аренды или найма, то таможенная стоимость может быть определена исходя из сумм арендной платы, пересчитанной на весь период эксплуатации данного оборудования. Например, если оборудование ввозится по договору аренды на 2 года, а его нормативный срок службы составляет 10 лет, то для получения стоимости оборудования арендная плата за 2 года должна быть пересчитана на 10 лет. При этом необходимо учитывать, что если в сумму текущих арендных платежей включены расходы, не подлежащие включению в таможенную стоимость (например, затраты на ремонт и поддержание оборудования в исправности), то в том случае, если они выделены отдельной строкой и при необходимости могут быть проверены и подтверждены документально, эти расходы могут не включаться в таможенную стоимость.
Общими требованием при использовании в рамках метода 6 данных по другим сделкам или разрешенной ценовой информации необходимо учитывать базовые, исходные условия конкретных сделок (например, такие как количество, наличие скидок с цены, условия поставки и платежей по контракту), а также их строгую адресность, т.е. цена должна относиться к конкретному товару, который описан таким образом, что может быть однозначно идентифицирован и др.
Законодательством установлены подходы, которые не могут быть использованы для оценки товаров в таможенных целях по методу 6 (ст.24п.2 Закона). Так например, в качестве основы для определения таможенной стоимости товара по резервному методу не могут быть использованы:
а) цена товара на внутреннем рынке Российской Федерации;
Примечание: в ряде случаев это положение применяется буквально, без учета других положений Закона. Это приводит к тому, что исключается возможность применения для определения таможенной стоимости товаров метода 6 на базе метода 4 ("Метода на основе вычитания стоимости"). Между тем, суть данного пункта заключается в том, что не разрешается использовать для оценки товаров в таможенных целях по методу 6 цену товара на внутреннем рынке Российской Федерации в "чистом" виде, т.е. без соответствующей корректировки, обеспечивающей приведение внутренней цены к требуемой структуре таможенной стоимости, Т.е. без корректировки, предусмотренной статьей 22 Закона. Для того, чтобы стало возможным исчисление таможенной стоимости на основе внутренней цены на оцениваемые, идентичные или однородные товары или на товары того же класса или вида, из нее необходимо выделить те элементы затрат, которые не подлежат включению в таможенную стоимость (например, суммы налога на добавленную стоимость, ввозной таможенной пошлины, сборов за таможенное оформление, взимаемые при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, расходы по доставке товаров после места ввоза; расходы по предпродажной обработке товара, сумма торговой надбавки и др.).
б) цена на внутреннем рынке Российской Федерации на товары российского происхождения;
в) цена товара, поставляемого из страны его вывоза в третьи страны;
г) произвольно установленная или достоверно не подтвержденная цена.
При применении резервного метода покупатель (декларант) может запросить у таможенного органа имеющуюся в его распоряжении ценовую информацию по соответствующим товарам и использовать ее в расчетах при определении таможенной стоимости.

Величина таможенной стоимости может существенно отличаться от справедливой рыночной стоимости товара. Определение рыночной стоимости товаров и оборудования является ключевым моментом для определения таможенной стоимости товаров и услуг.

Нужна помощь в оценке? Обратитесь к нам, используя контактную информацию. Звоните прямо сейчас! С нами работать выгодно и удобно!
Надеемся увидеть Вас в числе
наших клиентов!

E-mail
Пароль
Регистрация
Забыли пароль?
 ВАШ ЗАКАЗ

еще ничего не заказано



 КОНТАКТЫ
 
ОТДЕЛ ОЦЕНКИ
тел.: (495) 766-06-78 
ОТДЕЛ ЭКСПЕРТИЗЫ
8 916 334-36-49
ЮРИДИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ
тел.: (495) 226-51-08
 
Отдел регионального развития
тел.: (909) 914-26-26
СЕТЬ ФИЛИАЛОВ
По Всей РФ 
тел.: (495) 766-06-78 
Мы всегда рады предложить Вам свои услуги в любом уголке нашей страны!

 ocenka@ceae.ru

 

 

 




 

Републикация материалов сайта  без прямой активной ссылки запрещена!

Яндекс цитирования