УСЛУГИ
Оценка
Экспертиза
Строительный аудит
Рецензии
Фотосъемка в суде
Стоимость услуг
  ИНФОРМАЦИЯ
Документы, договора
Справочная информация
Методики и методы оценки
Наши клиенты
Наши партнеры
Сотрудничество
Региональные представители
  ON-LINE СЕРВИСЫ
Квитанция на оплату
Форма обратной связи
Страница поиска




Текущее положение и перспективы развития электронных закупок по Закону № 223-ФЗ

В последнее время количество электронных закупок, проведенных по Закону № 223-ФЗ, существенно возросло. Объясняется эта тенденция повышенным удобством. Электронные закупки позволяют заказчику упростить процесс оформления документов, максимально расширить список доступных предложений, а также быстро анализировать их. Однако, несмотря на распространение, процедура проведения относительно нового вида закупок все еще нуждается в существенной доработке и дополнительном правовом регулировании. Эта статья содержит описание основных особенностей процедуры электронных закупок по 223 ФЗ.
На данный момент в Законе № 223-ФЗ отсутствуют четкие указания выбора способа закупок – он определяются заказчиком. Является ли такая ситуация достаточным основанием, чтобы не проводить закупки в электронной форме? Существуют ли причины предположить, что уже через некоторое время альтернативы электронным закупкам не останется вовсе?
 
Мнение закона

Как поступить при выборе формы закупки?
Существует специальный список товаров, проводить закупки которых можно исключительно в электронной форме. Если же товар не включается в этот перечень, то заказчик вправе сам устанавливать форму закупки, но только при условии, что она включена в положение о закупке.
Перечень товаров и услуг, закупка которых выполняется исключительно в электронной форме, утверждается правительством РФ. Действующую редакцию этого списка можно найти в постановлении Правительства РФ № 616 от 21.06.2012. Все товары или услуги, которые содержатся в этом постановлении, заказчики, при условии, что действие закона № 223-ФЗ распространяется на них, обязаны закупать исключительно в электронной форме. Несоблюдение этого требования повлечет за собой отмену результатов тендера. Также будет выполнена проверка, по решению которой может быть назначен штраф для заказчика.
Такие условия привели к тому, что доля закупок электронной форме постоянно возрастает, ведь в электронном перечне содержатся практически все самые популярные товары и услуги, в частности, уборка помещений, печатные издания, канцелярские товары, транспорт.
Письмо ФАС России от 24.12.2012 № ИА/44025/12 предоставляет заказчикам право самостоятельно определять форму(конкурс, аукцион и т. д.) и сроки проведения закупок.
 
Обязательно ли использовать ЭТП?
Согласно Закону № 44-ФЗ это действительно является обязательным, но в Законе № 223-ФЗ формулировка является не настолько жесткой. Можно сказать, что Закон № 223-ФЗ не требует обязательного использования ЭТП, но указывает, что делать это желательно.
Заказчик может не только самостоятельно выбирать электронную площадку для проведения закупки в электронной форме, но и уполномочен определять порядок такой закупки. Он вправе отказаться от использования электронной площадки и выбрать альтернативные формы проведения закупки.
Контролирующие органы считают закупку электронной, если в процессе ее проведения не требовалось предоставлять никаких документов в бумажной форме, а весь документооборот проводился в электронном формате. Таким образом, согласно Закону № 223-ФЗ, от заказчика не требуется использовать публичную площадку для электронной закупки. Он может самостоятельно определять форму проведения этой процедуры и это будет полностью считаться правомерным.
Проведение аналогии между электронной закупкой и закупкой с помощью электронной площадки формально считается ошибочным. Согласно данным письма ФАС России от 02.08.2012 № АК/24857, под электронной закупкой можно понимать любую закупку, в рамках которой обмен необходимыми документами осуществляется в электронной форме. Причем, порядок обмена документами не должен иметь отклонений от требований к определенному способу закупки.
Как уже было сказано, нормативная база требует существенных улучшений и дополнений, например, на данный момент еще не определены требования к электронной торговой площадке, которая подходит для проведения закупок. Эта ситуация может создавать значительные трудности, поскольку заказчику приходится вырабатывать собственные критерии выбора, список которых нередко пополняется опытным путем. Это не только повышает затраты и увеличивает время проведения электронных закупок, но и усложняет взаимодействие заказчика и поставщика из-за отсутствия стандартизации. Также не существует и требования о заключении договоров в электронной форме, поэтому часто электронные закупки по 223 ФЗ все же предусматривают подписание бумажного документа, что может создавать значительные трудности при большом территориальном удалении поставщика.
На данный момент существует около 160 площадок, которые обладают достаточной функциональностью для проведения закупок, определенных Законом № 223-ФЗ.
 
НА ЗАМЕТКУ
Особенности выбора ЭТП
Законодательство не регламентирует порядок определения площадки, с помощью которой проводятся электронные закупки, но это не значит, что поступать можно как угодно. В процессе поиска электронной торговой площадки следует внимательно изучить требования к ее пользователям, ознакомиться с функциональностью и регламентом работы ресурса. Определяющим фактором является именно закон, а не внутренние правила ЭТП, если они противоречат действующему законодательству, то сделка, осуществленная с помощью данной ЭТП, будет аннулирована. Также следует убедиться, что возможности площадки позволяют полноценно реализовать предусмотренный порядок проведения тендера.
 
Нужно помнить, что письмом ФАС России от 01.03.2012 № ИА/6011 регламентируется рассмотрение жалоб и претензий к оператору ЭТП. Обработка любых обращений со стороны заказчика проводится по месту нахождения площадки. Таким образом, если заказчик и оператор площадки находятся в разных городах, то заказчику следует заранее продумать взаимодействие с местным отделением УФАС России.
 
Перспективы электронных закупок
Конкурентные закупки в будущем станут исключительно электронными
Существует проект № 821534–6, который предусматривает внесение поправок в Закон № 223-ФЗ. На данный момент он уже принят Государственной думой в первом чтении. Если поправки все же будут внесены, то в будущем все закупки, которые не являются секретными, обязательно будут предполагать проведение электронных закупок. Причем, изменится и форма ее осуществления – использование электронных торговых площадок тоже станет обязательным. Точно не известно, но можно предположить, что площадки также будут проходить процедуру строгого отбора, аналогичную той, что предполагает Закон № 44-ФЗ.
 
Необходимость проведения электронных закупок с помощью ЭТП
Большое значение имеет и другой документ — Стандарт осуществления закупочной деятельности отдельных видов юридических лиц ФАС России (далее — Стандарт), который был создан в 2015 году. Он содержит принцип о конфиденциальности информации, которая предоставляется участниками закупок.
Также Стандарт содержит положение о том, что своевременность и полнота предоставления информации, переданной поставщиками для участия в торгах, заказчику, а также соблюдение конфиденциальности данных, ложится на оператора ЭТП. Из этого можно сделать вывод, что необходимости в выборе конкретным заказчиком собственной ЭТП отсутствует, напротив, независимость деятельности ЭТП от заказчика существенно поможет повысить прозрачность закупок.
Следует заметить, что стандарт пока что не является обязательным, а содержит лишь перечень рекомендаций ФАС России. Но на его основе можно сделать вывод о направлении дальнейшего развития сферы электронных закупок. Вероятность того, что положения Стандарта будут утверждены законодательно в качестве обязательных к исполнению в ближайшее время, достаточно высокая, поэтому как заказчикам, так и поставщикам, которые хотят принять участие в конкурентных закупках, следует проводить подготовку персонала к новым стандартам деятельности. Независимость ЭТП от заказчика поможет значительно повысить объективность заключения контрактов на поставки.
Оценить шаги по внедрению электронных закупок можно достаточно позитивно. Если развитие системы закупок продолжится в таких же темпах, то в скором времени будет существенно снижено количество случаев необъективного выбора поставщика, которые могут быть продиктованы как низкой компетенцией заказчика, так и наличием влияния крупных бизнес-групп.
 
Итоги
1. При заключении контрактов на поставки товаров, включенных в электронный перечень, закупка должна быть исключительно в электронной форме.
2. Возможно внесение поправок в Закон № 223-ФЗ, обязывающее проводить все закупки (кроме закрытых) исключительно в электронной форме с использованием только тех электронных площадок, которые прошли соответствующий отбор.
3. В скором времени все электронные закупки по 223 ФЗ будут проводиться на независимых площадках, их результатом будет заключение соответствующего электронного договора.

Статьи по подготовке к участию в торгах:
1 Участие в тендерах. С чего начать?
2 Шаг аукциона по 44-ФЗ: понятие, величина, временной интервал
3 Протокол разногласий к договору по 44-ФЗ: сроки, образец, инструкция по составлению
4 Как выграть тендер?
5 Рамочный договор (соглашение) по 223-ФЗ: Применение, правомерность, заключение и возможные риски
6 Запрос котировок в электронной форме: подача через ЕИС
E-mail
Пароль
Регистрация
Забыли пароль?
 ВАШ ЗАКАЗ

еще ничего не заказано



 КОНТАКТЫ
 
ОТДЕЛ ОЦЕНКИ
тел.: (495) 766-06-78 
ОТДЕЛ ЭКСПЕРТИЗЫ
8 916 334-36-49
ЭЛЕКТРОННАЯ ПОЧТА
ocenka@ceae.ru
 
Отдел регионального развития
тел.: (916) 912-39-68
СЕТЬ ФИЛИАЛОВ
По Всей РФ 
Мы всегда рады предложить Вам свои услуги в любом уголке нашей страны!
 

 

 




 

© 2008-2021 Републикация материалов сайта без прямой активной ссылки запрещена!

Яндекс цитирования